Модельные технологии исследования размыва грунта у опорных оснований морских сооружений топливно-энергетического комплекса

Л.Г. Щемелинин ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» Санкт-Петербург, Россия 54lab@krylov.sp.ru
В.И. Денисов ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» Санкт-Петербург, Россия  
К.Е. Сазонов ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» Санкт-Петербург, Россия  
Для освоения месторождений углеводородного сырья, расположенных в мелководной части прибрежного шельфа, широко применяются буровые платформы гравитационного типа. Опорные основания таких платформ устанавливаются непосредственно на морское дно. В процессе эксплуатации платформы донный грунт около её опорного основания и под ним подвергается внешним воздействиям со стороны морского течения и волнения, а также отструй движителей швартующихся судов.В результате происходит размыв грунтового основания с потерей площади опорной поверхности, что может привести к потере устойчивости платформы на грунте.Работы по исследованию процесса размыва грунта около опорных оснований морских буровых платформ гравитационного типа посредством проведения модельных испытаний выполняются в мелководном.
Материалы и методы
Физическое моделирование в гидродинамическом опытовом бассейне.
Итоги
Основной целью разработки технологии модельных исследований размыва грунта около опорных оснований морских технических сооружений в результате воздействия внешних факторов является обеспечение их безопасной эксплуатации в части устойчивости на донном грунте на протяжении всего срока работы такого сооружения в данной точке. Для достижения указанной цели предложены и апробированы методы решения задач по оценке возможной потери площади опорной поверхности в результате размыва грунта под опорным основанием сооружения, а также для разработки средств защиты грунта от размыва и получения оценки их эффективности и устойчивости к внешним воздействиям.
Выводы
Успешный опыт выполнения работ в соответствии с описанный выше технологией явился основой для дальнейшего развития в ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» исследований по размыву грунта около опорных оснований морских технических сооружений в результате воздействия волнения, течения и струй от движителей швартующихся к ним судов.
Скачать полный текст статьи