Диверсификация нефтегазовых транспортных систем Казахстана

О.И. Егоров Институт экономики Министерства образования и науки Алматы, Казахстан olivegorov@mail.ru
О.А. Чигаркина Институт экономики Министерства образования и науки Алматы, Казахстан  
В статье рассмотрены наряду с действующими нефтепроводными системами Казахстана перспективные проекты, способные осуществить экспорт излишних объемов нефти. Изложена авторская позиция относительно увеличения масштабов экспорта сырья,особенно в восточном направлении.
Материалы и методы
Информационную базу исследования составили: законодательные и нормативные акты Правительства Казахстана, статистические данные Агентства по статистике РК,фактические данные, содержащиеся в зарубежных и отечественных изданиях, материалы конференций, монографические исследования, статьи в периодической печати. Методы исследования: системный, комплексный и эволюционный подходы, логический и статистический анализ.
Итоги
Материал, содержащийся в статье, позволяет акцентировать внимание на новых приоритетах, возникающих в процессе разработки перспектив развития нефтегазовой отрасли. Это имеет важное значение в условиях ввода в эксплуатацию нефтегазовых месторождений в Казахстанском секторе Каспийского моря, поскольку проблема определения путей использования дополнительных углеводородных ресурсов приобретает особое экономическое, социальное и экологическое значение.
Выводы
Как следует из анализа предлагаемых сегодня проектных решений, направленных на увеличение экспортного потенциала Казахстана, предстоит достаточно сложный процесс выбора наиболее приемлемых направлений развития нефтепроводного транспорта. Сложность же заключается, прежде всего, в том, что кроме чистых экономических, коммерческих и конъюнктурных факторов следует принимать в расчет и факторы политического характера, деловых и торговых взаимоотношений с рядом государств, которые в определенной степени инвестируют многие производства и иные сферы деятельности республики.
Скачать полный текст статьи